Возможно больше чем любая другая коммуна в Лондоне, еврейская — привезла с собой и веру, и праздники, и кухню. Вот теперь за бейгелями в очереди весь Лондон стоит.
Лондон умеет заставлять людей ассимилироваться, но этот процесс для евреев был не самый легкий.
В конце XI столетия Вильгельм Завоеватель привез с собой евреев-банкиров. А уже в XIII веке евреев изгнали. 200 лет спустя небольшая группа евреев вернулась из Испании. Они звались Марраны, они секретно исповедовали иудаизм. В 1656 году Оливер Кромвель эмансипировал иудаизм и сефарды — торговцы, банкиры, ювелиры прибыли в Ист-Энд. Старейшая синагога — Бевис Маркс — появилась именно тогда.
Георг I Ганноверский призывал евреев — ашкенази приезжать в Лондон из Германии. Они приехали, поселившись опять в Ист-Энде.
Ротшильды и Монтефиори первыми перебрались в Вест-Энд, а в 1858 специальный парламентский акт позволил Лайонелу Ротшильду занять место в Палате Общин. К концу 19 века по всему Лондону уже можно было встретить синагоги, еврейские школы и постоялые дворы. Но самая большая коммуна, по-прежнему, оставалась в Ист-Энде.
С 1881–1914 год свыше 100 000 евреев прибыли из России и Польши после погромов. И к следующему десятилетию общины начали двигаться на северо-восток Лондона в районы Долстон, Стоук Ньюингтон, Финчли и Голдерс Грин.
Но тогда, в 19 веке, евреев ждало еще одно препятствие — английская литература, которая весьма нелицеприятно отображала еврея. Взять хотя бы образ Фагина в диккенсовском «Оливер Твист».
Это небольшой экскурс о чем мы будем говорить во время экскурсии по современному Ист-Энду — красочному, мультикультурному, трендовому и «вкусному» району.
Дополнить эту тему вы можете посещением Jewish Museum и Квартиры-музея Зигмунда Фрейда в Хамстеде.